Живут на свете дети – мальчики и девочки. Все они разные – голубоглазые и черноглазые, с косичками и кудряшками, одни живут в городе, другие – в деревне, одни – на севере, другие – на юге.
Но есть качество, которое делает их похожими: все они «Почемучки». Так их называют взрослые за любознательность. Каких только вопросов не задают дети своим мамам и папам, дедушкам и бабушкам, воспитателям!
— Откуда берется снег?
— Почему в дырках ничего нет?
— Почему птица летает, а змея ползает?
— Откуда приходит дождь?
Как удовлетворить детское любопытство? Как объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума?
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения детского экспериментирования. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Дети очень любят экспериментировать, так как им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям.
Каждый день в детском саду нас с ребятами ждут увлекательные, занимательные «чудеса». Так, например, для формирования представлений о свойствах воды , мы с ребятами нагревали воду, которая постепенно испарялась и исчезала из пробирки. А для целостного представления об агрегатных состояниях воды, лед – вода мы с ребятами морозили воду, а затем лед ставили на солнышко, в тенёк, грели в ладошках и смотрели, где быстрее лед превратится в воду. Делали выводы, что вода может быть жидкой, твердой, газообразной.
Так же мы с ребятами добывали соль. Да! Да! Соль! Все очень просто! В воде размешивали соль, а затем выпаривали воду, и какое же было удивление у ребят: соль оставалась на ложке. Разве не чудо?!
С большим интересом ребята проводили опыты с почвой. Нам нужно было узнать, есть ли в почве воздух, влага. Оказывается, есть! Бросая кусочек почвы в стакан с водой мы наблюдали за пузырьками воздуха, поднимающихся на поверхность воды ( есть воздух), а нагревая кусочек влажной почвы над свечкой, мы увидели на стекле капельки воды ( есть влага).
А еще нам без весов нужно было найти стакан с пшеном, не легкий и не тяжелый. Ребята справились с этим заданием на пять с плюсом, а помогли нам в этом наши руки и ладошки, которые были вместо весов.
Бросая в воду большой деревянный шар и МАЛЕНЬКИЙ кусочек железа, мы сделали выводы, что БОЛЬШОЙ шар не утонул, потому что он сделан из дерева.
Сколько еще всего интересного нас ожидает в детском саду…. На этой неделе мы выясним, все ли может притягивать магнит, поговорим
о конденсации воды – превращении пара в воду при охлаждении его.
При экспериментировании важно использовать такие педагогические позиции, как:
— партнерство и сотрудничество («Мы сделаем это вместе») ;
— передача опыта («Люди обычно это делают так») ;
— обращение за помощью к детям («У меня это почему-то не получается»). Такое взаимодействие со взрослыми помогает детям быстрее становиться самостоятельными и чувствовать себя компетентными, поэтому желательно, чтобы и родители дома придерживались таких же педагогических позиций.
Экспериментирование на начальном этапе предполагает руководство взрослого. В результате анализа, дети выдвигают предположения о возможном течении явления и его причинах. В ходе рассуждения предположения могут быть как правильными, верными, так и ошибочными. Родителям следует выслушать все предположения ребенка, при этом необходимо учитывать каждое предположение, его верность, точность, логичность. Если ребенок затрудняется выказать способы решения задачи, их можно предложить самим. Для экспериментирования необходимо использовать предметы и вещества, не опасные для жизни и здоровья детей. Для проведения опытов можно оформить карточки-схемы с описанием хода проведения эксперимента.
Главное достоинство экспериментальной деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с окружающей средой. Поэтому как можно больше уделяйте внимание детскому экспериментированию.